Творчество студентов (журналистика)

ОДЕССА ПРОТЕСТАНСКАЯ

«В Одессе много достопримечательностей. Об Одессе пишут писатели и поэты, об Одессе поют песни, об Одессе просто рассказывают друзьям и знакомым те, кто хоть раз побывал в этом городе. Для многих Одесса – это город юмора, город, о котором вся бывшая советская страна пела «Ах, Одесса, жемчужина у моря», город, где прекрасная архитектура, и город, который подарил миру много талантливых людей.
Но многие ли знают о религиозной жизни Одессы? О том, что в этом городе издавна жили люди, искренне и преданно служившие Христу, о том, что это – город, где много церквей, в которых проповедовали Слово Божье. Многие ли знают Одессу протестантскую? О протестантских церквах нашего города я и хочу немного рассказать.

Начну, пожалуй, с одной церкви, здание которой в Одессе известно всем, но с которым связана печальная история. Это – лютеранская церковь, или, как ее принято у нас называть, – кирха. Лютеранская община зародилась в Одессе практически со времен основания города. Позже лютеране получили разрешение на строительство в Одессе собственного здания. В 1897 году по проекту архитектора Г. К. Шойрембрандта было построено здание в стиле англо-германской неоготики. Храм получил название – церковь Святого Павла. Лютеранская община немало потрудилась для Христа и для блага жителей Одессы. У лютеран были приюты для бедных, церковь занималась благотворительностью. Но в годы советской власти все изменилось: принадлежащие общине здания отобрали, церковь в 1938 году закрыли. А в ночь на 9 мая 1976 года кирху подожгли. Пожар уничтожил практически все внутри церкви. От здания остался только каркас. Но, несмотря на то, что кирха так сильно пострадала от огня, она все равно поражает нас своим величием. Однако лютеране не смирились со своей участью. В 1992 году в Одессе снова появилась Немецкая евангелическо-лютеранская церковь. А в 1997 году им был возвращен «пасторский дом», находящийся на земельном участке церкви, и само церковное здание. Община восстанавливает поврежденные строения. Теперь двери лютеранской церкви вновь открыты для прихожан.

В самом центре города недалеко от ул. Дерибасовской и Горсада находится Евангельская пресвитерианская церковь г. Одессы. Возможно, у вас возник вопрос: «Где ж это там церковь?» Церковь находится на улице Пастера и занимает здание бывшего кукольного театра. Хотя, правильнее было бы сказать, что кукольный театр одно время занимал здание церкви. Реформаты, также как и лютеране, появились в Одессе с давних пор. Реформатскую и лютеранскую общины составляли в основном немцы и французы, жившие в те времена в Одессе. Реформатская община нуждалась в своем здании. В 1850 году император Николай I предоставил реформатам подходящее место для строительства храма в центре города – на углу улиц Преображенской и Херсонской. Община с воодушевлением принялась обдумывать проект и добывать все необходимое для строительства. А 13 июня 1851 года был заложен первый камень в фундамент молитвенного дома – строительство всего здания было пока не по плечу.

В глубине двора было возведено здание, нижние помещения которого отводились под школу и библиотеку, а наверху было достаточно места для прекрасного, хотя и простого молитвенного зала. 2 ноября 1851 года молитвенный зал был освящен, а вскоре в нем появился небольшой орган. Однако через некоторое время и этого здания стало недостаточно для возрастающей реформатской общины. И вот, наконец, 30 апреля 1895 года было заложено новое здание, то самое, которым мы любуемся и поныне. План его был составлен известным петербургским архитектором академиком В. Шретером. Строительство осуществлял инженер Х. Скведер под наблюдением архитектора А. Бернардацци. Новый храм представлял собой трехэтажное здание: на первом этаже находились машины для парового отопления, на втором – квартира пастора, а на третьем – молитвенный зал. В 1896 году храм был построен, а в 1900 году – окончательно отделан и освящен. До прихода советской власти верующие этой церкви непрестанно проповедовали библейские истины, поклонялись Христу и служили своим согражданам.

Однако большевикам Христос был не нужен. Поэтому они разрушали или отнимали все здания, напоминавшие о Боге, а самих верующих преследовали. После 1917 года у реформатской общины храм отобрали и перестроили под кукольный театр. Со временем в Одессе не стало и реформатской общины. Прошли годы. Коммунистические идеалы рухнули. Страны Советов больше нет. Украина получила независимость. 21 мая 1996 года в Одессе сторонниками евангелическо-реформатского движения была зарегистрирована Евангельская пресвитерианская церковь, которая является преемницей реформатской общины, существовавшей в Одессе ранее. Поначалу ее прихожане не претендовали на здание, где когда-то собирались христиане-реформаты. Их основной целью было возрождение реформатской церкви.

Однако, поскольку община росла и укреплялась, а место для богослужений найти было нелегко, ее руководители обратились к властям с просьбой вернуть общине исторически принадлежащее ей здание. Через некоторое время здание было передано в собственность нарождающейся пресвитерианской церкви. Когда верующие осматривали возвращенное им здание, они нашли крест, который когда-то был водружен на крыше и свидетельствовал о том, что в этом храме чтят Христа. Крест, по-видимому, просто забыли уничтожить. Так и пролежал он на крыше семьдесят с лишним лет. Сейчас в здании проводятся строительные работы. Но, несмотря на временные неудобства, община верующих уже полтора года собирается в своем храме, чтобы славить Бога.

Одно из основных служений церкви – благотворительность. Силами верующих организована бесплатная столовая, в которой обездоленные и одинокие люди могут получить горячий обед; также члены общины посещают интернат и заботятся о детях, которые лишены родительской опеки.
Одесса, ул. Кузнечная, дом № 23. Этот адрес почти ни о чем сейчас не говорит одесситам. Однако то, что когда-то происходило там, достойно внимания. В начале ХХ века в Одессе возникло первое в России еврейское евангелическое общество. Открыл это общество и стал во главе его Леон Розенберг – еврей-христианин. Начиная с 1904 года вокруг Л.Розенберга и его сподвижников организовалась небольшая община. У них был свой книжный магазин, который и находился по адресу – Кузнечная, 23. Там же проходили и богослужения этой общины. Розенбергу была небезразлична судьба еврейского народа, поэтому он активно проповедовал Евангелие среди евреев Одессы, призывая их уверовать в Мессию Израиля – Иисуса Христа.

Благодаря деятельности Розенберга и его собратьев по вере, в Одессе была организована христианская школа для детей младшего и старшего возраста. Так же община помогала беженцам после еврейских погромов и пострадавшим во время Первой мировой войны. К сожалению, их постигла та же участь, что и многих других верующих во Христа людей: большевики бросили Розенберга в тюрьму и приговорили к смертной казни. Но Бог избавил его от гибели, и Розенберг был выслан из страны. Сейчас на улице Кузнечной ничего не напоминает о деятельности общины евреев-христиан. На месте того дома, где собиралась община, стоит обычный дом сталинских времен. Но дело, которое начал Бог через пастора Розенберга, живет: сейчас в Одессе существует община евреев-христиан, прославляющих своего Мессию.

По улице Серова долгое время находился молитвенный дом евангельских христиан баптистов. Еще наши бабушки и дедушки, особенно те, чья жизнь проходила на Молдаванке, помнят людей с сияющими лицами, возвращающихся с воскресных богослужений. Одним из видных деятелей баптистского движения в Одессе был Василий Гурьевич Павлов. Павлов переехал в Одессу для того, чтобы участвовать в издании журнала «Баптист», который должен был выходить в Одессе и в Нахичевани-на-Дону ( ныне Ростов-на-Дону).

Журнал принес много пользы верующим во всей России. Там были материалы, рассказывающие об истории баптизма, об устройстве этой церкви, о принципах веры и многое, многое другое. Евангельским христианам баптистам жилось в Одессе не сладко. Еще до революции их преследовали православные священники. После революции их, как и всех христиан, преследовала советская власть. Однако верующие-баптисты как верные последователи Христа перенесли все тяготы и гонения. В конце 90-х годов нашего столетия баптистская община построила новый храм для поклонения Господу, который находится на улице Картамышевской. Здесь и собираются теперь верующие Первой Одесской церкви евангельских христиан-баптистов. Но это не единственное место в Одессе, где верующие этой христианской конфессии проповедуют библейское учение.

Практически во всех районах города есть дочерние церкви ЕХБ, где прославляется Триединый Бог.
Уже более восьмидесяти лет в Одессе существуют христиане веры евангельской, или пятидесятники. Одесса была одним из главных центров, где распространилось пятидесятническое движение. Активным деятелем этого движения был И. Е. Воронаев. 12 ноября 1921 года в одном из зданий Сабанского переулка было официально проведено первое собрание верующих-пятидесятников. Через пять лет община насчитывала уже более 400 членов. В середине 20-х гг. в Одессе пятидесятники открыли и другие молитвенные дома.

В 1930 г. И. Е. Воронаев, его ближайшие помощники и многие другие верующие были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь. Из уз многие из них уже не возвратились. Тюрьмы были переполнены благовестниками Божьей истины всех христианских конфессий. Преодолев все трудности и преследования, христиане веры евангельской продолжают свою деятельность в Одессе. Сегодня у Центральной пятидесятнической церкви в нашем городе есть свой храм, который находится в сквере им. Гамова.

Конечно, я перечислила не все деноминации, которые были и есть в Одессе. В нашем городе существуют верующие и других конфессий, которые не менее преданны Богу и которые хотели бы видеть свой город духовно обновленным и процветающим.

Рассказывая вам о протестантских общинах Одессы, я просто хотела напомнить о том, что вера истинная, евангельская – вера во Христа, дарующего спасение по благодати, имеет в этом городе глубокие корни. Поэтому не стоит называть многочисленные протестантские церкви сектами. Эти люди возвращают нашему народу подлинную духовность, которую так безжалостно искореняли большевики. Но уничтожить веру невозможно, потому что за ней стоит Сам Всемогущий Бог.«

ЕЛЕНА КОЛКЕР
выпуск – 2006г.

***

ГДЕ СТУДЕНТУ ДОСТАТЬ ДЕНЬГИ?

«Как добыть деньги? Особенно этот вопрос актуален для студентов. Самый простой способ – попрошайничать. Сидишь себе где-нибудь в переходе, ничего не делаешь, прохожие бросают монеты и купюры. В общем, красота и полный класс. Воодушевлённый сказками о красивой жизни, я, пока ещё студент, решил провести опыт. И вот, в одно воскресное утро, проверил, как по легкому денежек заработать.

Ещё по дороге к месту “работы” созревает план сбора информации о добыче денег. Пытаюсь вспомнить все “подходы”, которые нищие применяют к своим потенциальным клиентам.
“Подайте на пропитание?”. С моей не худой фигурой?
“Помогите, люди добрые. Не хватает на операцию 500 $?” А чем я болею?
“Мы не местные, отстали от поезда” Актёрские данные не дотягивают и до уровня ТЮЗа.

Ладно, попытаемся выяснить общий заработок за день у какого-нибудь попрошайки. В голове медленно формируются вопросы к нищим. Так же медленно, как и автобус, пытающийся пробраться через очередную пробку.

Итак, подхожу к подземным переходам на Привокзальной площади. Странно, нет нищих! В первый раз, когда нищие просто необходимы, их нет! Не у кого узнать о “заработке” и целесообразности сидения на паперти. Не у кого узнать о рэкете, забирающем честные трудовые доходы у бедных нищих. Может все пошли в церковь? Самому идти клянчить под храм Божий как-то не очень охота.

Ну что ж, придётся добывать сведения на собственном опыте. По началу отсутствие конкурентов даже радует: “Это ж сколько денег я получу!” Сажусь на корточки возле выхода. Передо мной – баночка из-под майонеза. Цель эксперимента – какое количество денежных средств удастся набрать за час.
Для пущего эффекта возле баночки кладу лист бумаги с напечатанным на принтере текстом: “Подайте студенту на сессию”. Прохожие, увидев меня и надпись, улыбаются. Кто-то даже упоминает о скрытой камере. Но никто денег кидать почему-то не хочет. Возможно, их смущает моя одежда, на нищенскую никак не похожая: кожаная куртка, хорошо вычищенные туфли, чёрные брюки, чёрный гольф. Да и лицо, не потерявшее выражение интеллектуальной деятельности даже после бессонных ночей за компьютером, не вызывает сочувствия у гражданского населения.

Через час глупого сидения решаю бросить это ненужное дело. В банке пять копеек, которые кинул добрый парень. Результат явно неудовлетворительный. Ещё раз прохожу по всем переходам. Наконец-то! На выходе из перехода возле “МакДональдса” стоят два парня и одна девушка. У одного из ребят в руках гитара, но, к сожалению, он ничего не играл. Перед ними лежала кепка с довольно внушительным количеством жёлтой и белой мелочи. Везёт же некоторым! Я на гитаре играть не умею, а фортепиано донести весьма проблематично. Во второй раз в жизни пожалел, что не научился играть на баяне.

В течение получаса смотрел на них. Стояние в переходе не сильно смущало эту группу. Парень с повязкой на голове, похожий на хиппи 60-х, только с меньшей растительностью, рассказывал что-то весёлое. Пару прохожих кидает монетки в кепку, но “музыканты” не обращают на это внимания. Завидовать грешно, но ничего не могу с собой поделать.

С грустным выражением лица иду на остановку автобуса. По дороге вижу старушку, подбирающую бутылку из-под пива. Интересно, сколько стоит пустая бутылка? А если их собирать и сдавать?
Надо попробовать…

Если вы хотите заработать попрошайничеством, то вам пригодятся уроки игры на гитаре или другом легко переносимом вами и людьми музыкальном инструменте. Также можно поработать над имиджем, т.е. костюмом, лицом. Можно окончить актёрские курсы. Чем больше Вы вызовете сочувствия, тем больше шансов получить денег.
Удачи!»

В переходе сидел
МАКСИМ ГРИГОРЬЕВ

***

НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ

«Милый дедушка, Константин Макарыч!
Пишу тебе письмо о моём бытие в качестве студиоза, то бишь грызящего несладкий гранит науки. Я то думал – 5 лет посидел и диплом получил, а тут ещё и учиться надо. Преподы здеся – спасу нет. Кто экзаменами пужает, кто зачётами. И ладно бы только пугали, – на доске уже повесили листочки с указанием времени всех этих ужасов. А я ведь ещё на море не купался, – всё рефераты пишу. А когда свободен бываю – не до отдыху. То погоды дождливые, то жара стоит. Никак до пляжу добраться не могу. Но один раз море видел. На фотографии. Красивое – глаз не отвесть. Жаль только чёрное. Оно и понятно – курорт. Ежели в ём кожный купаться будет…

Люди в Одессе такие загорелые, что аж облезлые. Один только я, как майонез “Провансаль”, белый хожу. Зато ночью веселей. Весь свечусь – как луна на ясном небе.
А Одесса город большой. Пока от университета до вокзалу доедишь – помрёшь с голодухи. Из трамваи постоянно выгоняют какие-то люди в синих жилетках, деньгу требуют. А где её достать? Приходиться другую трамваю ждать.

От жары спасаюсь мороженой – делаю с него шапочки. Денюжков мало, что от морожены остаётся, тем и питаюсь. То есть подножным кормом. В общем, голодаю я, дедушка. На кофий не хватает средствов. Об кофие с пеной, т. е. капучине, и не говорю. А чай пить не модно. Я что, первокурсник какой-то? Бутерброду с колбасой и чем-то красным, сверху политым, даже во сне вижу. Облизуюсь. Токмо поесть не могу – дорого. Может, пойду к тётеньке, которая енти бутерброды продаёт. Попрошусь в найм. Ну там, посуду помыть, воду вскипятить. Всё равно рядом – возле приёмной комиссии…

Таперечя об учёбе. Студенты тутошние читать не умеют. Али слепые. На двери начертано: “На крыльце не курить”, а они дымят. Но ничё. Рядом трамвай ходит, как раз до глазника Филатова.
Надысь англицкий язык изучали. До сих пор в себя прийти не могу – челюсть ноет, язык распух, аки шмелём укушенный. А от неопределённых артиклей и инговых окончаний башка трещит. Информатика – вообще жуть! Я с детства мышей боюсь, а тут ещё надо ейную тушку по столику катать. Мерзопакость-то какая!
На парах я играю в “Угадай мелодию”. Но не такое, как мы с тобою у соседей на цветной телевизоре смотрели. Почти у каждого студента есть приборчик, называется “мабила”. Так он издаёт различные музыки. А иногда просто пищит. Наверное, заставка: “Не забудьте выключить телевизор”. Когда выучусь, куплю себе такую. Аж две, чтобы на два уха сразу.

Сегодня на парте чьи-то мысли читал. Много думал…
Приезжай, милый дедушка. Я тебя с ректором познакомлю, он не злой. Зовут его Ростиславом свет Александровичем, а пишут почему-то “дэн”. Может, это прозвище?
Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
«

МАКСИМ ГРИГОРЬЕВ
период обучения – 2005г.

***

ВРЕДНАЯ ПТИЦА

«В Одессе редко какая семья не держит одного или нескольких домашних любимцев. Кошки, собаки, черепахи, попугаи, на худой конец канарейка, всегда находятся рядом с нами. От братьев своих меньших мы ожидаем положительных эмоций, стрессовой разрядки, в свою очередь заботимся о них, переживаем, разоряемся на “кити-кэты” и “педигрипалы” и очень удивляемся, когда они начинают совершенно безответственно себя вести. Ну, примеры того, как попугай с точностью до обертонов воспроизводит звуки закипевшего чайника, начиная с едва слышного сипенья и заканчивая мощным свистом, либо телефонную трель, известны давно. Это достаточно безобидные вещи, заканчивающиеся всего-навсего регулярными оздоровительными пробежками на кухню или к телефону, не уменьшающими превосходной степени обожания нашего драгоценного пернатого. Но случаются истории, когда подобные подражательные способности приводят прямо-таки к драматическим последствиям.

Наш сосед являлся счастливым обладателем живого уголка, состоявшего из помоечного кота с традиционной кличкой Василий и маленького, безобидного попугайчика Кеши. Васька в любимчиках у хозяина не состоял, поскольку являлся домой крайне неаккуратно, предпочитая большую часть своего досуга проводить в разборках с дворовыми котами. Вследствие этого внешность имел крайне непрезентабельную, прямо скажем – пиратскую. Благосостояние Василия находилось в прямой зависимости от настроения хозяина. Последний мог осчастливить Ваську как свежей тюлечкой, так и чувствительным пинком под зад, сопроводив его неизменным напутствием “пошел вон!!!”

Все это происходило в присутствии любимого попугая. И вот, когда в очередной раз Васька решил испытать судьбу и проверить, что ему сегодня светит: тюлька или пинок, Иннокентия выпустили полетать по квартире. Это стало тактической ошибкой хозяина, потому как у Васьки, кроме естественной потребности в охоте на птиц, была и назревшая необходимость убрать “конкурента” со своей территории. Завидев добычу, Васька очень быстро загнал птицу в угол и, наступив ей на хвост, собрался слегка разнообразить свое меню. Но тут птица истошно завопила: “Пошел во-о-о-н!!!”, чем потрясла бедного кота. Мгновенно “изменившись в лице”, он отскочил в сторону и удрал. Видимо в тот момент психика Василия подверглась серьезному потрясению. Ходить он начал как-то странно, озираясь и пряча глаза. Стал скучный, задумчивый, перестал посещать разборки, тюльке не радовался. Через месяц живой уголок понес в его лице невосполнимую утрату – Васька куда-то пропал. А попугай после этого начал еще активнее пополнять свой словарный запас. Мог, например, предложить отправиться в пеший тур с эротическим уклоном. Вот такая вредная птица.»

ЮЛИЯ ШАЦКИХ
период обучения – 2005г.

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *